Память святителя Иоасафа (Горленко). Святые мощи и почитание их верующими.

Иоасаф

Говоря о почитании мощей, необходимо коснуться темы нетления мощей.

Наиболее известные примеры удивительного нетления в Православии – это мощи Спиридона Тримифунтского († ок. 348), преподобного Александра Свирского († 1553). Нетленными оказались при открытии мощи адмирала и монаха Феодора Ушакова  († 1817), а вот от его современника преподобного Серафима Саровского  († 1833). сохранились только кости.

Нетление мощей само по себе не есть основание для канонизации, равно как отсутствие нетленности никогда не рассматривалось как препятствие для канонизации, и потому что Церковь почитает то, что осталось от святых, это не какие-то материальные явления сами по себе.

Основанием для канонизации является святость жизни или мученическая кончина святого, а также народное почитание, определяющими же являются чудеса, совершенные по его молитвам.

Примечательно и то, что, например, на Афоне нетленное тело монаха рассматривается как свидетельство его тяжкой греховности, и наоборот быстрое и полное истлевание плоти до кости янтарного цвета — свидетельство богоугодной жизни усопшего.

Сейчас почитание мощей – не личный выбор христианина, а неотъемлемая часть веры,- на основе многовекового опыта Церкви почитание мощей святых было закреплено решением VII Вселенского Собора в качестве одного из столпов христианского вероучения: «Господь наш Иисус Христос даровал нам мощи святых, как спасительные источники, многообразно изливающие благодеяние на немощных. Дерзнувшие отвергать мощи мучеников, о которых они знали, что они подлинны и истинны, если это епископы или клирики, — да низложатся, а если иноки и миряне — да лишатся причащения!»

Таким образом, христианин, отвергающий почитание мощей угодников Божиих становиться в одном ряду с еретиками и сектантами.

Трепетное почитание мощей мучеников на момент возникновения христианства не имело примеров, ни в иудейской традиции, ни у греков и римлян. Возникновение такого почитания не могло родиться на пустом  и только «теоретическом» месте. Именно реальные чудеса исцелений от мощей святых мучеников, прежде всего легли в основу этой христианской традиции.

23 декабря мы почитаем преставление великого угодника Божьего святителя Иоасафа (Горленко), преставившегося ко Господу в 1754 г. в местечке Грайворон, Его святые мощи ныне почивают в кафедральном соборе г. Белгорода.

Приведем одно из многочисленных свидетельств, свидетельство архимандрита Досифея в пользу почитания мощей. Его можно увидеть как отдельно взятое повествование от первого лица, в описании чудес святого Иоасафа Белогородского, без ссылки на источник, не указывая к сожалению автобиографии свидетеля и его дальнейшей судьбы, что думаю было бы небезынтересно, но тем не менее описанное это свидетельство звучит очень сильно.

Немного нужно рассказать об обстоятельствах произшедшего. В 1911 г.произошло прославление святителя Иоасафа епископа Белогородского.

Об их масштабности этого события говорят всего лишь несколько документально подтвержденных цифр, свидетельствующих о том, насколько известным в России было имя святителя Иоасафа.

Согласно архивным документам население Белгорода вместе с прилегающими к нему территориям составляло на тот момент 42 тысячи жителей, а на торжества сюда приехало 250 тысяч паломников, причем, не только из Курской и Белгородской и соседних епархий, но и из других мест. Самый дальний крестный ход, который пешком пришел в Белгород, — это был крестный ход из города Прилуки Полтавской губернии — с родины святителя Иоасафа. Сейчас это Черниговская область на Украине.

Документально подтверждено, что инициатором канонизации святителя Иоасафа был Император Николай II. В 1905 году на Белгородскую кафедру был назначен архиепископ Питирим (Окнов), который еще раньше, служа в Питере, был почитателем святителя Иоасафа. Владыка активизировал процесс прославления епископа Белгородского Иоасафа, 200-летие со дня рождения которого как раз отмечалось в 1905 году. Надо сказать, что Синодальный период в истории Русской Церкви был очень бедным на прославление святых, но тем не менее за это в время о святителе Иоасафе в Синоде накопилось множество свидетельств людей, описавших знамения и чудеса, которые произошли по молитвам святого. Но  тогда владыке Питириму Синод в очередной раз дал отказ. Но после посещения Николаем II пещерки святителя Иоасафа, эта тема оказалась в поле его зрения.

После торжественной канонизации Преподобного Серафима Саровского в 1903 году, в которой приняла участие вся Царская семья, Николай II поручил Синоду заняться изучением дел, связанных с канонизацией святителя Иоасафа. Тем не менее все это тянулось до 1910 года, когда была создана специальная комиссия, которая прибыла в Белгород для освидетельствования мощей. В нее входили и врачи, проверявшие достоверность более ста исцелений и подтвердившие, что объяснить их иначе, чем чудом, нельзя.

Итак описание того торжества из уст будущего архимандрита Досифея:

«Тогда я учился в Санкт-Петербургской Духовной академии. Знаний у меня было много, а веры настоящей не было. На торжества по случаю открытия мощей святителя Иоасафа я ехал с неохотой и думал об огромном скоплении народа, жаждущего чуда. Какие могут быть чудеса в наше время?

Приехал — и зашевелилось что-то внутри: такое увидел, что невозможно было оставаться спокойным. Со всей России съехались больные, калеки — столько страданий и боли, что трудно смотреть. И еще: всеобщее ожидание чего-то чудесного поневоле передавалось и мне, несмотря на мое скептическое отношение к предстоящему.

f6237cebf5c0c7fb

3c1f6ac43095

Наконец прибыл Император с Семьей и было назначено торжество. На торжествах я уже стоял с глубоким волнением: не верил и все же ждал чего-то. Трудно нам сейчас представить себе это зрелище: тысячи и тысячи больных, скрюченных, бесноватых, слепых, калек лежали, стояли по обеим сторонам пути, по которому должны были пронести мощи святителя. Особое мое внимание привлек один скрюченный: на него нельзя было смотреть без содрогания. Все части тела срослись — какой-то клубок из мяса и костей на земле. Я ждал: что же может произойти с этим человеком? Что ему может помочь?

И вот вынесли гроб с мощами святителя Иоасафа. Такого я никогда не видел и вряд ли увижу — почти все больные, стоящие и лежащие вдоль дороги, исцелялись: слепые прозревали, глухие слышали, немые начинали говорить, кричать и прыгать от радости, у калек выпрямлялись больные члены.

С трепетом, ужасом и благоговением смотрел я на все происходящее — и не выпускал из виду того скрюченного. Когда гроб с мощами поравнялся с ним, он раздвинул руки — раздался страшный хруст костей, будто что-то разрывалось и ломалось внутри него, и он стал выпрямляться с усилием — и встал на ноги. Какое потрясение было для меня! Я подбежал к нему со слезами, потом схватил какого-то журналиста за руку, просил записать…

В Петербург я вернулся другим человеком – верующим»

Первые века, столько изобилующие чудесами от мощей мучеников, имели принципиальный контекст – в это время становления христианства для простого народа были важны такие свидетельства правильности поведения мучеников, которые совершали для язычников безумие  — умирая за веру в Иисуса Назарятянина.

Оскудение исцелений от мощей святых, думаю, часто не связано с и оскудением нашей веры. Возможно те явные чудеса, в том числе описанные в связи со святым Иоасафом, совершавшиеся в предреволюционное время, явлены были как раз «малому стаду» верующих, дабы грядущие скорби не подавили бы их, дали бы им силы для борьбы с грядущими искушениями их веры.

Наши врачи могут сейчас исцелять болезни, от которых неминуемо умирали в древности. Для многих больных людей чаять чудесного исцеления — это ожидать превращения камней в хлеб, когда его можно купить в ближайшем магазине.

Убеждает меня в этом вышедший недавно сборник рассказов о чудесах исцеления у православных африканцев. На этом континенте, где основная масса жителей питается парой лепешек и горстью овощей (отчего, кстати, у православных Африки – не приходите в ужас, русские, нет практики многодневных постов), где вместо врачей  — шаманы в XXI веке, происходят невероятные чудеса, которые я читал только в житиях древних христиан.

Стоит ли дерзать на участь Петровой тещи сейчас в пока цивилизованной России, когда горячка оставит Вас после двух таблеток парацетамола  и антибиотика? Не приведет ли он к прелести христианина, вылечившегося так чудесно от гриппа?

Посему прибегать к мощам святых правильнее, прежде всего, для почитания  и воздания славы самого святого, а воздавая славу праведнику, мы с сами получаем по слову Божию (Мф.10:41) его награду. Какую? Его добродетели и плоды: «Плод же духа: любовь, радость, мир, долготерпение, благость, милосердие, вера, кротость, воздержание» (Гал. 5:22-23). Их же в отличие от аспирина в аптеке не купишь…

А будет ли исцеление  — то оставить на волю Бога.

Материал был подобран из разных источников, в том числе из

Миссионерско-апологетический проект «К Истине»

Попросим у авторов прощения за плагиат некоторых абзацев)

(199)

Комментарии закрыты.